История становления и развития Министерства финансов Донецкой Народной Республики

Формирование бюджетной и финансовой систем выступает одним из основополагающих факторов создания стабильной экономики государства. Процесс становления финансовой системы Донецкой Народной Республики  начался непосредственно с образования Министерства финансов.

16 мая 2014 года Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики образовано Министерство финансов Донецкой Народной Республики.

8 сентября 2014 года утверждены Положение и организационная структура Министерства финансов.

Интересно отметить, что дата 8 сентября имеет продолжительную историю и давнюю традицию. Именно в этот день 1802 года Александр І издал манифест, согласно которому было создано Министерство финансов Российской империи.

Стратегически важным подходом в процессе формирования основных направлений деятельности Министерства финансов стало решение об объединении в одном ведомстве основных процессов бюджетирования: планирования бюджета, исполнения бюджета и контроля за исполнением бюджета.

Принятое решение обеспечило слаженность функционирования отдельных звеньев финансово-бюджетных отношений, своевременное выявление и разрешение возникающих финансовых проблем как при планировании, так и при непосредственном исполнении бюджета, осуществление функций последующего контроля при наличии полной и достоверной информации о запланированных и проведенных расходах.

Первоначально в состав Министерства финансов входили Центральный Республиканский Банк и управления финансов городов и районов Республики, что позволило в полной мере скоординировать работу основных участников бюджетного процесса. После того как работа на всех этапах организации бюджетного процесса была налажена и отрегулировано взаимодействие его участников, данные учреждения приобрели самостоятельность.

В мае 2015 года утвержден первый бюджет Донецкой Народной Республики.

К этому моменту был проведен ряд мероприятий, которые стали фундаментальными для становления и развития единой государственной бюджетной системы Республики:

– сформирована нормативная правовая база, регулирующая взаимоотношения в процессе бюджетирования, проведения расчетно-кассовых операций и др.;

– разработаны единая система бюджетной классификации, нормативы и стандарты, регулирующие бюджетный процесс;

– определены алгоритмы структурирования бюджетных счетов;

– урегулированы вопросы формирования доходной части бюджета и распределения поступлений между различными уровнями бюджетов;

– сформированы основы бюджетного планирования;

– регламентированы основы казначейского исполнения республиканского и местных бюджетов.

С мая по декабрь 2015 года бюджетный период в Донецкой Народной Республике составлял один календарный месяц, начиная с 2016 года – квартал. Этот факт позволил должным образом скоординировать финансовую деятельность бюджетных учреждений, более эффективно управлять финансовым ресурсом Республики,  сократить рабочее время на стадии планирования бюджета.

В октябре 2015 года Министерство финансов определено специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования. После проведения ряда организационных мероприятий в декабре 2015 года было принято решение и выдана первая лицензия на бланке единого образца.

В ноябре 2015 года с целью обеспечения клеймения ювелирных изделий на территории Республики создано Государственное казенное предприятие пробирного контроля, которое в апреле 2016 года в результате проведения всех необходимых подготовительных работ нанесло первое республиканское клеймо на ювелирное изделие.

В марте 2016 года на Министерство финансов возложены функции уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Для реализации данной функции Министерством финансов разработан ряд нормативных правовых документов, которые регулируют данное направление деятельности.

В мае 2016 года был подготовлен и утвержден  Стратегический план развития Министерства финансов на 2016-2018 годы, в котором определены пять приоритетных направлений развития и конкретные цели для их реализации:

– формирование единой государственной бюджетной политики;

– создание и развитие информационно-аналитической системы Министерства финансов;

– проведение эффективной кадровой политики;

– становление и развитие системы финансового мониторинга Республики;

– реализация государственной политики по вопросам лицензирования.