Екатерина Матющенко: бюджет нашей Республики социально ориентирован
Министр финансов ДНР Екатерина Матющенко дала интервью ведущему программы “Тема” Дмитрию Чубуркову.
Мы предлагаем сокращенный вариант этой беседы.
–2015 год – год становления финансовой системы Республики. Что было характерным, что удалось сделать и как система функционирует в настоящее время?
– Действительно, год был очень сложным. Проведена достаточно объемная работа. На пути становления и развития государственности наше Министерство стало одним из важнейших инструментов по управлению финансовыми ресурсами Республики, что является главным приоритетом современной экономической политики. Деятельность Минфина, прежде всего, направлена на реализацию основных задач бюджетной политики. Это позволило обеспечить исполнение бюджета Республики, несмотря на обострившуюся экономическую ситуацию. В результате проведения боевых действий, Донецкая Республика оказалась наедине с чрезвычайно сложными проблемами: работа крупнейших предприятий была прекращена, значительная часть инфраструктуры городов и районов разрушена, пенсионеры не получали пенсию, не выплачивалась зарплата, цены росли очень высокими темпами, что привело к чрезмерной нагрузке на бюджет.
С момента своего создания Минфином были проведены мероприятия, которые стали фундаментальными для становления и развития единой государственной бюджетной системы. Особо важен аспект создания нормативно-правовой базы. Это позволило не только сбалансировать госбюджет, но и освоить его на 95 – 99% от запланированных статей. Все это говорит не только о грамотности планирования бюджета, но и об обеспечении его финансами. Сегодня мы анализируем неточности прошлых периодов, ведь нам досталась «обескровленная» финансовая система. Поэтому все приходиться делать заново, начиная с кадрового обеспечения и заканчивая разработкой и внедрением электронной системы бюджетирования.
Мы ушли от понимания планирования и финансирования по заявке распорядителей, мы финансируем только под взятые обязательства. То есть, это не замораживание денег на счетах, а уже полученный результат, который нужно профинансировать. И это позволяет не отвлекать финансовый ресурс, который залёживался на счетах наших распорядителей и получателей, заставляя его постоянно работать. Учитывая, что крупный бизнес в основном простаивает, наша опора сегодня – это мелкий и средний бизнес. В нынешней экономической блокаде, этому бизнесу сложно заработать деньги и платить налоги, поэтому мы должны быть очень бережны к этим деньгам – они очень тяжело достались.
– У нас двухуровневый бюджет: государственный и местный. Между ними есть какие-то взаимоотношения?
– Расходная часть республиканского бюджета формируется на основе запросов министерств и ведомств. Местный – это запросы городов и районов Республики. И, естественно, для формирования доходной части есть такие налоги, как подоходный и прочие, которые поступают и в местный, и в республиканский бюджет. Сегодня они сбалансированы, то есть покрывают все свои расходные обязательства. Поэтому взаимосвязь у них только в исполнении и контроле за исполнением этих обязательств.
– Есть такая «болезнь» как нецелевое использование денежных средств?
– К сожалению, есть, и возникает она в основном по незнанию или недостаточной квалификации. Поэтому мы часто проводим круглые столы, разъяснительные семинары по поводу использования и доведения денежных средств. Помимо Департамента финансового и бюджетного контроля в нашем Министерстве есть Департамент казначейства, который тоже имеет к проверке непосредственное отношение. Это принцип «трёх рук»: деньги выпускаются, после чего проверяются на разных уровнях до того, как они попадут к распорядителю. В том числе, использование денежных средств проверяется на соответствие Временному Порядку установления предельно допустимых цен при закупке товаров, работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства, утвержденного Указом Главы 15.12.2015 № 460. Нашим Министерством совместно с другими уполномоченными органами проводится соответствующая работа по недопущению приобретения товаров, оказания услуг, проведения работ по завышенным ценам. Ранее были тендеры, и мы к этому придем. При месячном планировании нет возможности их проводить, ведь тогда мы не успеем в полном объеме освоить средства. А за этим стоят медикаменты, питание, социальное обеспечение и т.п.
– Какие существуют приоритеты распределения бюджетных средств?
– С самого начала формирования бюджета, он был социально ориентирован. Это позволило запланировать и выполнить все обязательства, взятые Республикой перед наименее защищенными слоями населения, гражданами, нуждающимися в государственной социальной поддержке – пенсионерами, инвалидами, регресcниками, одинокими матерями.
При этом также обеспечивается первостепенное выделение бюджетных средств на финансирование заработной платы. Уже 90% пенсионеров, которые обслуживаются в ЦРБ, получили банковские карточки. Аналогичный процесс происходит с выплатой зарплат бюджетникам. Это позволит нам два раза в месяц, как это было раньше, выплачивать аванс и зарплату. Но сегодня, чтобы люди не простаивали в очередях в кассы, зарплата выплачивается ежемесячно 28-29 числа.
– Социальная ориентированность бюджета — это реализация концептуальной, мировоззренческой политики того, что у нас Народная Республика или были какие-то иные причины?
– Нет, иных причин не было. С самого начала это была поставленная Главой ДНР задача на выполнение именно этих обязательств. Учитывая, что украинские выплаты пенсионного обеспечения, заработных плат бюджетникам, одиноким матерям, пособий по рождению, многодетным семьям, были прекращены, наш бюджет, естественно, был направлен на защиту граждан, которые живут в Донецкой Народной Республике. По-другому быть и не могло!
– Вас устраивает, как работает возглавляемое вами Министерство?
– Те задачи, которые были поставленные, – казначейство, КРУ, финансисты, – эти Департаменты действительно работают в заданном темпе. Кроме того в задачи нашего Министерства входит и лицензионная деятельность. На стадии согласования находится концепция стратегического развития Министерства финансов. То есть, мы себе уже прописали поэтапный план развития на ближайшие два года.
– У вас бывает свободное время?
– Нет. Когда появляется пауза, начинаешь осмысливать, что сделано, какие задачи еще поставлены. У нас работает большой штат специалистов, горячая линия, что позволяет сиюминутно реагировать на какие-либо проблемы и убирать социальную напряжённость в Республике. Поэтому, всегда есть куда совершенствоваться.
– То есть, те вызовы, которые бросает время, вы достойно встречаете и даете свой взвешенный, адекватный ответ?
– Совершенно верно.
– Огромное вам спасибо за беседу. Берегите себя!